В последние дни мы стали свидетелями драматического развития событий на Кавказе. В ночь с 7 на 8 августа грузинская армия, по многочисленным свидетельствам очевидцев, начала массированный обстрел столицы Южной Осетии, Цхинвали, с применением тяжелой артиллерии и установок залпового огня «Град».

Позже обстрел перерос в попытку штурма города с использованием тяжелой техники, наступление сопровождалось ракетным огнем и поддержкой с воздуха. Грузинская сторона и не скрывала намерений, по ее словам, «восстановить конституционный порядок» в Южной Осетии. Утром 8 августа появились даже сообщения из Грузии о «взятии под контроль» не только Цхинвали, но и значительной части остальной территории Южной Осетии.

Попытка штурма Цхинвали привела к многочисленным жертвам среди мирного населения, город практически разрушен. Имеются существенные потери среди российских миротворцев.

Не выражая сомнений в необходимости поиска способов восстановления территориальной целостности Грузии мирными средствами, отмечу тем не менее, что «восстановление конституционного порядка» при помощи обстрелов районов проживания мирного населения с применением установок залпового огня «Град», тяжелой артиллерии, авиации и танков является неприемлемым при любых условиях, и не может быть оправдано никакими целями.

Ровно такие же действия и с теми же оправдательными формулировками использовали российские власти в 1994 и 1999 годах при развязывании двух чеченских войн.

Действия грузинского руководства, первым сделавшего шаги по превращению тлеющего конфликта в Южной Осетии в зону полномасштабных боевых действий, приведшие к массовой гибели населения и гуманитарной катастрофе, заслуживают осуждения.

Вместе с тем, осуждения заслуживают и последующие действия российского руководства, допустившего в качестве ответной реакции избыточное применение силы, авиационные удары по множественным объектам на территории Грузии, приведшие к жертвам среди мирного грузинского населения. Судя по военным приготовлениям с российской стороны, власти России готовятся к полномасштабному и затяжному военному конфликту с Грузией.

Эскалация конфликта с Грузией и бомбардировки этой страны — катастрофическая ошибка российских властей. Очередная война на Кавказе принесет России новые многочисленные жертвы (по признаниям Минобороны, Россия уже потеряла в Грузии два боевых самолета, грузинская сторона сообщает о большем числе сбитых российских самолетов), а кавказскому региону — очередной виток дестабилизации на долгие годы. Не имеющие разумного политического объяснения бомбардировки Грузии, жертвами которых становится мирное население, в состоянии создать устойчивые антироссийские настроения в грузинском обществе. К тому же в военном отношении эти акции не имеют ничего общего с поддержанием стабильности и мира в Южной Осетии.

Необходимо также отметить ту негативную роль, которую сыграли российские власти в провоцировании конфликта в Южной Осетии, вооружая и подстрекая югоосетинских сепаратистов к неповиновению Тбилиси и препятствуя прямым переговорам между Тбилиси и Цхинвали об урегулировании югоосетинского конфликта.

Кроме этого, в нарушение подпункта «г» пункта 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания России не давал формального согласия на осуществление военных операций на территории Грузии.

Хотя при нынешней степени контроля исполнительной вертикали над законодательной ветвью власти получить такое согласие было бы несложно, тем не менее его отсутствие свидетельствует о крайней степени правового нигилизма президента Медведева или других чиновников, отдавших приказ о военных операциях против Грузии.

Сегодня для скорейшего прекращения кровопролития на Кавказе необходимо:
— прекратить незаконные боевые действия против Грузии;
— как можно быстрее достичь договоренности о полном прекращении огня всеми сторонами в конфликте;
— начать прямые переговоры между Москвой и Тбилиси о возврате к мирному сосуществованию двух государств;
— устранить препятствия для прямых переговоров между руководством Грузии и сепаратистских регионов — Абхазии и Южной Осетии;
— осуществить вывод с грузинской территории незаконно находящихся там российских войск;
— с участием международных посредников добиться гарантий ненападения Грузии на непризнанные территории, подкрепленных участием третьих стран.

Необходимо также провести расследование обстоятельств превышения должностными лицами Российской Федерации полномочий и отдания приказа о проведении военных операций на территории Грузии без согласия Совета Федерации, в нарушение подпункта «г» пункта 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, и привлечь виновных к ответственности.