Политическая ситуация в России

События августа-сентября 2008 г. – война с Грузией и последующие действия российских властей, направленные на эскалацию внутриполитической и внешнеполитической напряженности, – во многом расставили точки над «i» в вопросе о возможности наступления в России «политической оттепели», «либерализации сверху». Иллюзии о возможности такой либерализации развеяны. Стало очевидным: мы имеем дело с безответственным и агрессивным политическим режимом, способным на непредсказуемые, авантюристические, неадекватные действия. Режимом, игнорирующим стратегические интересы России и российского народа, грубо попирающим и без того эфемерные конституционные нормы, толкающим нашу страну к конфронтации с внешним миром, которая обернется для нашей страны огромными издержками.

С момента формальной смены президента Российской Федерации в мае 2008 г. властью не было предпринято никаких шагов, способных доказать ее намерения, направленные на демократизацию общественно-политической системы страны. Напротив, получены новые сигналы об эскалации произвола авторитарного режима в отношении собственного народа – усиление цензуры в СМИ, безапелляционное снятие оппозиционных партий с региональных выборов, убийство представителями власти средь бела дня выстрелом в упор известного ингушского оппозиционного журналиста Магомеда Евлоева, отказ в условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского.

Дальнейшие надежды на добровольные шаги путинского режима по либерализации общественно-политической обстановки в стране потеряли смысл. Россияне, желающие скорейшей демократизации своей страны, больше не могут позволить себе ждать от власти хороших новостей.

Официальная политическая система не дает россиянам шанса быть услышанными и добиться адекватного представительства своих интересов. Последние события показывают, что сформированный по итогам несправедливых и нечестных избирательных процедур «парламент» не в состоянии представлять интересы граждан страны, являясь лишь послушным инструментом в руках исполнительной власти.

Отсутствие политических и гражданских свобод ведет к грубым ошибкам, совершаемым властью с участившейся регулярностью. Война, серьезные трудности в экономике, резкое ухудшение отношений с большинством стран мира – все это уже в ближайшее время способно привести к значительному снижению качества жизни людей в нашей стране.

Для предотвращения этого россияне должны вернуть себе возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны через нормальные демократические институты и процедуры. Сегодня официальная политическая система таких возможностей гражданам России не предоставляет.

Это означает, что для политических сил демократической ориентации, добивающихся восстановления в России попранных гражданских прав и свобод, законности, демократии, основной стратегической целью является смена политического режима.

Демократическая оппозиция

Российская демократическая оппозиция – реальная политическая альтернатива тупиковому курсу, навязываемому стране действующей властью. Российская демократическая оппозиция видит своей основной стратегической целью переход государства и общества к демократическим и правовым институтам власти.

Несмотря на значительные трудности внутреннего и внешнего характера, демократическая оппозиция в России жива и продолжает действовать. Прошедшая в Санкт-Петербурге 5 апреля 2008 года объединительная конференция демократических сил, и последующее развитие диалога между демократами показывают, что сближение позиций и объединение усилий российских демократов в борьбе за возвращение прав и свобод россиян возможны.

Демократические движения и партии обладают наибольшим среди всех политических сил невыбранным потенциалом гражданской поддержки. Опросы общественного мнения показывают, что даже сегодня, в условиях тотальной цензуры, к последовательным сторонникам демократических, европейских ценностей можно отнести не менее 20-30% россиян, обладающих избирательным правом. В числе этих граждан – наиболее активные члены общества.

Задача завоевания доверия и авторитета у граждан.

До настоящего момента ни одна из существующих демократических партий и организаций не смогла поодиночке даже приблизиться к решению этой задачи и не имеет таких перспектив. Недостаток внимания к значимым для значительной части общества социально-экономическим проблемам, а также разногласия между политическими силами демократической направленности снижают доверие граждан к демократам. Оттенки политических позиций отдельных партий и организаций сами по себе не в состоянии привлечь широкую поддержку – людям неинтересно разбираться в тонкостях различия позиций между демократами.

Раздельное существование различных демократических сил бесперспективно. Необходима консолидация на базе широкой объединительной политической платформы.

Осознание этого факта легло в основу процесса объединения российских демократических сил, инициированного весной 2008 года. Процесс консолидации и координации действий развивается. На общероссийском Съезде демократических сил, запланированном на декабрь 2008 года, должно быть принято решение о создании общероссийского Объединенного демократического движения (ОДД).

Отдельные представители демократического лагеря продолжают занимать скептическую позицию по поводу консолидации российских демократов. Спектр их аргументов широк – от выжидательной позиции и утверждений о том, что «все делается неправильно», до акцента на отстаивание собственной «политической идентичности» до конца, или расчета на некие позиции в официальной политической системе.

Такая позиция в сегодняшних условиях не может быть признана оправдывающей ожидания демократически настроенных россиян. Условия для участия демократической оппозиции в федеральных выборах в рамках путинского политического режима полностью отсутствуют. Как показали «выборные процедуры» 2007 года, зарегистрированные оппозиционные партии не имеют шанса пройти в федеральный парламент из-за массированного полицейского прессинга, цензуры, неравенства условий ведения избирательной кампании, массовых фальсификаций. Незарегистрированные оппозиционные политические организации не имеют шанса получить официальную регистрацию. Даже зарегистрированным политическим партиям угрожают различные формы разгрома.

В рамках управляемой Кремлем политической системы у демократов на федеральном уровне нет возможности честно конкурировать с другими политическими силами в официальном политическом пространстве. Более того – участие в контролируемых «выборных процедурах» противоречит демократическим принципам и дискредитирует демократических политиков в глазах нынешних и потенциальных сторонников.

Для решения тактических и стратегических задач по демократизации российского политического пространства российским демократам необходимо преодолеть разногласия, консолидироваться, установить доверие к своим целям и деятельности у широких слоёв населения. Только таким образом можно обеспечить демократическим идеям более широкую общественную поддержку, чем сегодня.

По оценкам исследований общественного мнения, совокупное число граждан, готовых поддержать объединенную демократическую организацию, выше, чем число людей, поддерживающих существующие партии и организации. Консолидация демократов не является самоцелью, «объединением ради объединения», как утверждают отдельные политики. Консолидация – эффективное средство увеличения массовости поддержки демократических сил российскими гражданами. Это единственный путь к решению стратегической цели российских демократов.

Цели и задачи Объединенного демократического движения «Солидарность»

Объединенное демократическое движение «Солидарность» (далее ОДД, Движение) создается как постоянно действующий механизм координации действий различных демократических сил России. Для придания процессу координации действий необходимой гибкости и во избежание отталкивания отдельных участников Движения через навязывание им жестких организационных конструкций ОДД на первом этапе создается в виде движения без образования юридического лица. ОДД будет иметь сеть региональных отделений, формирование которых начнется в ходе проведения демократических конференций осенью 2008 года.

Тем не менее, стратегическая цель Движения – преобразование в единую политическую партию. После того как ОДД завоюет массовую поддержку и авторитет, нашей целью будет формирование на его базе мощной демократической политической партии, участвующей в выборах и претендующей на участие в формировании правительства парламентского большинства для обеспечения реализации программных установок Движения.

Однако преобразование в партию, и тем более участие в свободных и честных выборах, нереализуемо в нынешних политических условиях. Поэтому данные задачи рассматриваются как задачи будущего.

Главная задача ОДД на данном этапе – расширение числа сторонников демократических сил и организация массовых гражданских акций и кампаний для осуществления давления на власти с целью понуждения их к реальным шагам по демократизации страны.

Условия для этого будут расширяться. Во-первых, объединение усилий демократов и формирование политической организации, включающей в себя наибольшее число авторитетных демократических политиков страны, должно стать фактором роста интереса граждан к демократическому движению. Во-вторых, популярность существующей власти неизбежно пойдет на спад из-за нарастающих проблем страны, прежде всего проблем в экономической сфере, вызванных провалами в деятельности правящего режима, некомпетентностью его экономической политики.

Демократы обязаны эффективно использовать открывающиеся «окна возможностей» для разъяснения гражданам, введенным в заблуждение официальной пропагандой, истинного положения дел в стране и провалов в деятельности власти.

Действия ОДД

Главные задачи ОДД на данном этапе – преодоление разочарования, скептицизма и увеличение числа сторонников демократических сил, улучшение имиджа демократов в глазах избирателей, демонстрация властям достаточно высокого уровня поддержки демократических сил обществом. Все это должно способствовать усилению гражданского давления на власти с целью понудить их пойти на решение политических, социальных, экономических проблем, значимых для различных групп населения, и на демократизацию страны. Шаг за шагом поэтапное отвоевывание позиций у правящего режима – непременное условие для прихода к власти демократической оппозиции, гарантия ненасильственной и бескровной смены режима.

Задача ОДД – обеспечение последовательного роста рейтинга поддержки объединенной демократической оппозиции населением в соответствии с данными опросов общественного мнения до устойчивого уровня в 10%, а впоследствии – 20%, 30% и выше. Будучи способными мобилизовать поддержку такого количества граждан, российские демократы обеспечат себе достаточный политический вес для того, чтобы начать процесс выдавливания правящего режима из политического пространства Российской Федерации, в формировании которого ОДД должно принять самое активное участие.

Для этого ОДД развернет на всей территории страны непрерывную агитационно-просветительскую кампанию, разъясняющую гражданам провалы в политике действующей власти и необходимость демократизации страны. Целями кампании должны стать формирование среди потенциальных сторонников имиджа ОДД как дееспособной, профессиональной коалиции политиков.

Эффективными формами политического давления на власти будут:

1. Хорошо подготовленные массовые уличные акции. Необходимо учитывать предыдущий опыт проведения массовых акций, на данном этапе более тщательно подходя к их организации. Лучше проводить меньше акций, но более массового порядка. Необходимо каждый раз тщательно продумывать месседж акции, достаточно полно распространять информацию о ней, иметь обратную связь. Необходимо заранее рассылать потенциальным сторонникам личные приглашения принять участие в будущих акциях. Требованиями, выдвигаемыми на массовых акциях, должны быть конкретные согласованные в рамках ОДД требования-лозунги (5-7 ёмких лозунгов) по демократизации страны и решению значимых для широких слоёв и различных групп населения социально-экономических проблем.

2. Периодическая печать и интернет-ресурсы. Необходима организация выпуска собственных периодических изданий с сильной аналитикой и публицистикой – в частности, ОДД должно выпускать свой информационный бюллетень с периодичностью для начала раз в месяц, распространяемый в регионах. Необходимо представить в интернете всю проблематику деятельности Движения по политическим, экономическим, социальным, культурным направлениям.

3. Акции по сбору подписей. Необходимо организовать массовый сбор подписей граждан в поддержку требований о демократизации страны и решению значимых для широких слоёв населения социально-экономических проблем.

4. Публичные кампании, рассчитанные на неопределенный круг сторонников. По важнейшим вопросам жизни страны необходимо организовать массовые длящиеся публичные кампании, целью которых станут как лучшее информирование граждан об отдельных аспектах российской действительности, скрываемых властями, так и на мобилизацию сторонников и достижение конкретных политических и социально-экономических целей. Например, в число таких кампаний могут войти:

- кампания за возврат свободных и честных выборов;
- кампания за освобождение политических заключенных;
- кампания за отставку Правительства Российской Федерации, как не справляющегося со своими обязанностями по решению важнейших социально-экономических проблем страны (прежде всего, роста цен);
- кампания за отставку нынешнего состава ЦИК, как не обеспечивающей свободные и честные выборы

5. Культурные проекты. Для того, чтобы постоянно расширять круг сторонников ОДД, и вовлекать тех, кто изначально несильно интересовался политикой, необходимы различные культурные проекты с острым социально-политическим содержанием: театральные, литературные, музыкальные, кинематографические, выставочные, а также присуждение премий журналистам и т.п. Начальный потенциал для такого рода проектов уже накоплен – в этом ОДД будут оказывать содействие наши сторонники в творческой среде, работу над расширением круга которых необходимо вести отдельно.

6. Гражданские проекты. Активное взаимодействие и помощь различным инициативным гражданским протестным группам – экспертное, ресурсное содействие и т.д.
Опираясь на активистов гражданских организаций, социальных и протестных групп, ОДД будет участвовать в акциях, инициированных гражданскими структурами и направленных на защиту конкретных прав и законных интересов граждан. Потенциал взаимодействия с гражданскими организациями, социальными и протестными группами должен быть использован для проведения целого ряда общенациональных кампаний, прежде всего кампаний по ситуации в правоохранительных органах, пенитенциарной системе, в области здравоохранения, образования, ЖКХ, кризису в пенсионной системе, защите прав военнослужащих и переходу к профессиональной армии.

7. ОДД также будет координировать процесс участия демократических политиков в выборах регионального и местного уровня, содействуя определению единых демократических кандидатов и проведению скоординированных предвыборных кампаний.

Участие ОДД в федеральных выборах будет возможным только в случае создания условий для проведения по-настоящему свободных и честных выборов, включая беспрепятственный допуск ОДД и других политических сил к избирательной кампании, обеспечение свободного и равноправного доступа оппозиции к СМИ и т.д. До тех пор, пока такого рода условия в России не будут созданы, ОДД намерено бойкотировать выборные процедуры на федеральном уровне.

В качестве ближайших шагов ОДД планирует сформировать банк данных своих сторонников и принять план политических действий на 2009 год, включающий, кроме всего прочего, порядок координации участия в региональных и местных выборах, план просветительской кампании, план протестных акций.

Принципы взаимодействия ОДД с другими политическими силами

Существуют 3 группы политических сил, по отношению к которым ОДД необходимо выработать четкую позицию: (1) демократические силы, не входящие в ОДД; (2) политические силы левой и националистической ориентации; и (3) власть и различные ее политические сателлиты. Позиция ОДД по отношению к этим политическим силам на данном этапе является следующей.

1. Демократические силы, не входящие в ОДД. ОДД намерено вести постоянный диалог с теми из демократических сил, которые не позволяют себе сознательно работать на раскол демократического движения, выражают готовность вести с ОДД диалог о совместных действиях, тактике и стратегии. ОДД должно предоставить таким силам необходимое время для того, чтобы их члены могли лучше понять цели и задачи ОДД, перспективность сотрудничества с движением, для поиска наилучшего формата такого сотрудничества.

Вместе с тем, ОДД должно противодействовать тем марионеточным псевдодемократическим партиям и движениям, чья деятельность способствует реализации кремлевской политической повестки дня.

ОДД будет напрямую обращаться к сторонникам этих сил и вести эффективную разъяснительную кампанию среди них, направленную на демонстрацию того, что политический изоляционизм и нападки на коллег по демократическому лагерю вредят общему делу развития демократии в России, содействуют укоренению в нашей стране авторитарной модели развития.

2. Политические силы левой и националистической ориентации. По вопросу взаимодействия с левыми и националистическими силами внутри ОДД пока наблюдается определенное разделение взглядов. Часть действующих и потенциальных сторонников ОДД выступают (с большей или меньшей степенью категоричности) против сотрудничества с левыми и националистическими силами, подозревая их в намерениях через борьбу с действующим режимом осуществить в России альтернативные формы авторитарной реставрации. Другая часть сторонников ОДД указывает на то, что сил демократов недостаточно для формирования среди граждан России достаточного числа сторонников кардинальных изменений сложившейся общественно-политической системы, и на то, что «втягивание» левых и националистических сил в орбиту цивилизованного политического процесса имеет свои очевидно позитивные стороны.

В это же время в условиях отсутствия конкурентного политического поля существуют вопросы, по которым ОДД готово вступать в диалог с теми политическими организациями левого и националистического толка, которые, во-первых, разделяют наше неприятие путинского режима, во-вторых, отказываются от насилия как инструмента политической борьбы и, в-третьих, согласны с демократической моделью модернизации российской политической системы.

Вопросы диалога и тактического взаимодействия Движения с левыми и националистическими силами будут рассматриваться в каждом отдельном случае, при этом по ряду вопросов уже сегодня очевидна возможность совместных действий с левыми и националистами (акции с требованием восстановления честных и свободных выборов, оспаривание действий власти в судах и т.д.).

3. Власть и ее политические сателлиты. Последние действия российского руководства окончательно подорвали иллюзии о возможности эффективного диалога с властью. Контакты ОДД с российскими властями и её политическими сателлитами будут возможными по вопросам:

- получения участниками Движения согласований на проведение митингов и других массовых акций;
- освобождения политических заключенных;
- участия в региональных и муниципальных выборах демократических политиков, которых поддерживает ОДД;
- условий начала открытого диалога с оппозицией о путях демократизации страны.
При этом со стороны ОДД не будут допускаться компромиссы по принципиальным вопросам приверженности восстановлению в стране демократии и полноценной политической конкуренции. ОДД не будет вести дискуссий о встраивании в действующую политическую систему или принятии отдельными членами ОДД предложений о занятии постов в структурах действующей власти.